“Если
бы я была металлургом”
Актриса
Ирина Алферова играет актрису Ирину
Аркадину в двух «Чайках». Модный ныне
литератор Борис Акунин написал свою «Чайку»,
как бы в продолжение чеховской, а режиссер
Московского театра «Школа современной
пьесы» Иосиф Райхельгауз поставил обе. С
одними и теми же артистами, исполняющими
одни и те же роли. У Чехова это — комедия, у
Акунина, хоть и обозначено, как «конец
комедии», на самом деле — фарс. В тот вечер,
когда мы беседовали, Алферова играла в «Чайке»
акунинской, что, на мой взгляд, значительно
сложнее уже потому, что фарс начинается с
трагического сообщения — убит сын
Аркадиной — Константин Треплев…
|
|
– Ирина Ивановна,
насколько акунинскую Аркадину сложнее
играть, чем чеховскую?
|
– Аркадина одна.
Другое дело, что играть в пьесе Акунина
действительно сложно. Аркадина у него не то
что не выписана, она не написана никак. Есть
ее этот не единожды мной повторяемый
монолог: «Бедный, бедный мальчик! Я была ему
скверной матерью. Я была слишком увлечена
искусством, искусством и собой. А теперь он
лежит ничком, окровавленный, раскинув руки…»
И несколько реплик. Все остальное —
биографию, судьбу — я должна была придумать
сама.
|
Правда, Акунин, когда
посмотрел нашу «Чайку», ту, чеховскую,
сказал: «Что ж вам играть-то?! Вы, в принципе,
уже все сыграли!». У нас и чеховская «Чайка»
достаточно жесткая. Мне и в ней очень тяжело
существовать. Дело в том, что я всех своих
героинь стараюсь оправдать. Есть актеры,
которым интересно играть кого угодно. И чем
отвратительней тип, тем актеру интересней!
Мне же обязательно надо любить свою героиню
или, по крайней мере, насколько это возможно,
оправдать ее аморальные поступки. Иначе я
не только некомфортно чувствую себя на
сцене, перед камерой, но и — не поверите — в
жизни. От героинь, которых я не способна
оправдать, я отказываюсь. Какими бы хорошо
выписанными ни были роли. Не хочу мучиться
— ни на сцене, ни в жизни. В чеховской «Чайке»
я начала играть Аркадину, как предложил
режиссер. Дескать, она любит только себя и
никого больше. Даже сына своего не любит. А
потом, когда я уже сыграла сколько-то
спектаклей, поняла, что в общем-то Ирина
Николаевна не только талантливая актриса,
но и интересный человек. А все родные и
просто окружающие предъявляют претензии,
обвиняют, предают ее. С самого начала пьесы.
Вместо того, чтобы поддержать. Это
непорядочно с их стороны! Как только я
смогла оправдать Аркадину, мне стало
интересно играть в «Чайке».
|
|
– Да, но Акунин
перед вами поставил задачу посложнее, чем
Чехов.
|
– Конечно! Моя героиня
в очень сложном положении. По крайней мере,
в более сложном, чем остальные персонажи.
Жертва убийства, вокруг которого
разворачивается действие фарса, ее сын. А
как сыграть мать, потерявшую сына, в фарсе?!
Я до сих пор нахожусь в постоянном и
мучительном поиске — как мне существовать
в легком жанре фарса? И вчера, между прочим,
попробовала новый вариант. Я играла
трагедию, а фарс, по моему разумению, должен
был рождаться от тех немногих слов, которые
написал Акунин.
|
|
– Вы сказали, что у
Акунина Аркадина «не написана». Интересно,
почему? |
– Не знаю. Но когда
Акунин пришел на премьеру, он сказал: «Если
бы я увидел, как все это будет играться, я бы
многое переписал, что-то бы дописал, кое-что
убрал, сократил…» Может быть, что-то и надо
бы изменить в тексте. Но режиссер наш всегда
очень бережно относится к авторскому
тексту и не разрешает даже слова
переставлять — ни одного слова!
|
|
– Я вот думаю, когда
актриса играет Аркадину, Джулию — героиню
романа Сомерсета Моэма «Театр», ощущает она
какую-то параллель между своей судьбой и
судьбой героини?
|
– На ваш вопрос можно
ответить: и да, и нет. Прямые параллели,
конечно, не выискиваются, свою судьбу
никогда не подтягиваешь до чего-то там, но
что касается актерства… Это же профессия,
дело твой жизни. Поэтому, если ты хочешь
делать свое дело хорошо, все в жизни будет
подчинено работе. Работа есть работа. Даже
если бы я была металлургом, я бы не смогла
думать о производстве только восемь часов в
сутки, в так называемое рабочее время. А уж
тем более в такой профессии, как наша, это
вообще немыслимо.
|
В день спектакля уже с
утра я нахожусь в ритме роли. Иногда близкие
спрашивают: а что это ты вдруг заговорила
басом? Или — почему так резко отвечаешь? Они
недоумевают. А мне все понятно!
|
Потому-то от многих
ролей я и отказываюсь. Представляете, если
бы я вдруг взялась играть совсем уж какую-нибудь
гадину!
|
|
– И в дни
спектаклей вы уже не отвечаете на
телефонные звонки!
|
– Нет, почему же.
Совсем уж отключиться я не могу. Но
пообщавшись со мной в такой момент можно
получить обо мне не совсем верное
представление. Я и после спектакля не сразу
освобождаюсь от образа.
|
|
– Не исходя ли из
выше сказанного, вы не хотели, чтобы ваша
дочь стала актрисой?
|
– Дело в том, что я,
лично я, очень люблю свою профессию, но
считаю, что в нее надо приходить самому.
Надо всегда отговаривать человека от
актерства. Потому что если человек
отговаривается, он уже не из этого дела.
Актер — это действительно профессия,
которая требует от человека полной отдачи.
Ею нельзя заниматься в полсилы, совмещая с
чем-то еще. Знаете, бывает, когда человек
занимается каким-то другим делом и играет в
театре или же снимается в кино. Когда его
начинают критиковать, он говорит: «Да что вы,
я же не актер!». Когда хвалят — «Ну что вы, я
же актер». Это уже нечестная игра.
|
Хорошо, правда, когда у
тебя есть еще какие-то специальности, и ты в
любой момент можешь уйти со сцены. Навсегда.
Очень хочется быть гордым и свободным,
чтобы небрежно бросить: «Все, я ушла и
больше с этой профессией дел не имею!..» И
стать великим в чем-то другом! Но так не
бывает.
|
|
– Ирина Ивановна, а
вас-то не отговаривали?
|
– Меня вообще ни от
чего отговорить невозможно!
|
|
– И в том, юношеском
возрасте, когда вы определялись с
профессией, тоже?
|
– Это не то чтобы выбор
был мой такой, театр. Я по своим поступкам,
по образу жизни поняла, чем мне нужно
заниматься. У меня было потрясающее детство!
У нас были дворы, где все друг друга знали.
Мы, дети, прямо во дворе устраивали концерты,
ставили спектакли. Ту же «Золушку»,
например. Распределялись роли, а дальше —
абсолютная импровизация! Собирался весь
двор, смотрел. Сколько себя помню, у меня
всегда была потребность в театре. В школе я
хотела быть Снегурочкой. Но мне надо было,
чтобы меня выбрали. Я сама никогда не тянула
руку и не кричала: я, я, я хочу! Кого-то
выбирали или назначали, и мне оставалось
только вздыхать про себя: «Как жалко, что не
меня!»
|
Но пришло время, и
Снегурочкой выбрали меня. И я вся аж
засветилась! Не потому что выбрали, а потому,
что, как мне казалось, вот теперь я могу
повести всех детей к счастью! И повела! И моя
энергетика позволяла мне обогреть, если и
не всех, то очень многих. Мою Снегурочку
очень любили, и к десятому классу за мной
просто бегали толпами: «Снегурочка!
Снегурочка!».
|
Моя беда в том, что в
моей актерской жизни почти не было таких
ролей, чтобы я могла выйти на сцену и
засветиться!
|
Впрочем, в Ленкоме
после каких-то маленьких ролей и вовсе
эпизодов люди приходили и говорили: «Вы
понимаете, что вы светитесь! Так, что просто
глаз отвести невозможно!..»
|
|
– Вы хотите сказать,
что…
|
– То, что говорю. Мне
надо было играть какие-то светлые роли, а у
меня их было очень мало. Тогда бы и жизнь моя
сложилась по-другому.
|
|
– Ваша трудовая
книжка до сих пор в Ленкоме?
|
– Нет, я давно уже
забрала ее оттуда. Мне не хотелось бы кого-то
в чем-то упрекать, но и молчать в моем
положении просто глупо, даже смешно. Зачем
мне навешивать на себя чужую вину! Не я
виновата в том, что мне в театре не давали
ролей. Я понимаю, что режиссеру было не до
меня, он имеет свой взгляд на искусство; он,
человек талантливый, в те годы создавал — и
создал! — свой театр, и в его планы я не
вписывалась. Это все понятно. Но ведь по
прошествии многих лет работы в театре я
приходила к нему со своими предложениями. И
можно было дать мне возможность поработать
с другим режиссером. Я знаю, что люди на меня
пошли бы. До сих пор про меня в Ленкоме
спрашивают.
|
|
– Театр от этого
только выиграл бы!
|
– Да, я так и говорила:
я буду играть спектакль в выходной день
театра, в понедельник, и приносить доход
театру. И можно будет больше про мою судьбу
не думать. Но мне и в этом было отказано!
Играть на сцене, которая тоже моя, мне
кажется, я заслужила право!
|
|
– Кончено, за
столько-то лет служения ей!
|
– Тем более, что и моим
именем театр тоже пользовался — его
ставили в афишу. Я однажды даже попросила
директора: «Снимите мое имя. Ничего от того
не изменится, что моего имени не будет в
афише. Я же в массовке!». Мне отказали.
|
|
– Речь шла о какой-то
маленькой роли?
|
– Нет, именно о
массовке. В маленькие роли я к тому времени
уже не верила. Как и в то, что надо долго
ходить в массовке, чтобы набраться
мастерства. А когда еще верила, от многого
отказывалась, даже от кино. И ходила по
сцене в десятой линии кордебалета. А потом я
вдруг поняла, что если и дальше так пойдет,
то вообще буду бояться выходить на сцену!
Даже в маленькой роли! Неправда, что можно
на примерах других, пусть и великих актеров
чему-то научиться. Научиться можно только
на собственном примере. А если ты все время
играешь в массовке, ты сама превращаешься в
эту массовку. У тебя психология становится
другая. Хорошо, что в моей жизни было кино, а
благодаря ему зрители, которые меня успели
полюбить. Их любовь-то и спасла меня.
|
|
– Ирина Ивановна,
теперь вы можете сказать, что нашли свой
театр? Или театр нашел вас…
|
– В театр «Школа
современной пьесы» Ося — Иосиф Райхельгауз
— пригласил меня тринадцать лет назад. Как
человека меня он знает еще со студенческих
времен. А Ося вообще очень странный
режиссер. Он не любит новых людей, он любит
тех, кого знает давно. Он приверженец старой
проверенной гвардии. Мне же у него в театре
комфортно, что для меня на сегодняшний день
немаловажно.
|
|